Специфика современного образования определяется состоянием современного общества. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства», - отмечает национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Процессы модернизации образования затрагивают все его структурные элементы, определяя основные направления развития: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки одаренных детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, расширение самостоятельности школ. Первое направление – обновление образовательных стандартов – предполагает, что дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире». Этому призвана способствовать сама структура стандартов нового поколения, в которой предусмотрено три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Причем требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Достижение таких результатов в основывается на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки. Реализация этого направления требует введения в школьную практику, помимо учебных занятий, системы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Тезаурус «Ключевые термины ФГОС второго поколения», разработанный РАО, определяет внеурочную деятельность как деятельностную организацию на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемую участниками образовательного процесса, отличную от урочной системы обучения. Проведение педагогического эксперимента предполагает экспериментальную проверку путей и средств достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, таких, как: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение управлять своими учебными действиями (соотносить их с планируемыми результатами, контролировать свою деятельность в процессе достижения результата, определять способы действий, корректировать действия в соответствии с изменяющейся ситуацией);
4)умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
9) умение работать индивидуально и в группе;
10) смысловое чтение, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (из ООП ООО).
Также планируется разработать и внедрить систему внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов по общеинтеллектуальному направлению в образовательной и досуговой деятельности, в управлении воспитательно-образовательным процессом, осуществлении взаимодействия лицея и социума. В ходе педагогического эксперимента предполагается: - проведение диагностики затруднений обучающихся в достижении результатов освоения основной образовательной программы, образовательных потребностей обучающихся и их родителей; - разработка рабочих программ внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов по общеинтеллектуальному направлению; - совершенствование необходимой материально-технической базы лицея для проведения педагогического эксперимента; - подготовка педагогических кадров к реализации программы эксперимента; - использование педагогических технологий и средств достижения результатов освоения основной образовательной программы; - организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся; - разработка информационных продуктов деятельности участников педагогического эксперимента (см. табл. «Формы представления результатов). Таким образом, педагогический эксперимент «Разработка системы внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов по общеинтеллектуальному направлению в условиях введения ФГОС ООО» позволит повысить качество образования, развивать познавательную активность обучающихся, создаст фундамент для формирования умений работать и жить в современном мире, будет отвечать актуальным задачам современного этапа развития образования. Предполагаемые результаты по окончании педагогического эксперимента могут быть использованы образовательными учреждениями Кемеровской области, заинтересованными в общеинтеллектуальном развитии обучающихся. |